История создания ромео и джульетта краткое

Чайковский охотно взялся за сочинение, так как эта шекспировская трагедия была одним из любимых его сочинений. Великий английский драматург несколько раз обращался к повести о трагической гибели двух влюбленных, принадлежащих к враждующим родам Монтекки и Капулетти, известной до того из итальянских источников. Предположительно трагедия была написана Шекспиром в году.

В году появилось ее первое издание, бывшее, по всей вероятности, переработкой ранее шедшей на английской сцене пьесы другого автора. Вновь исправленная, увеличенная и улучшенная. Позднее исследователи творчества Шекспира использовали все эти варианты, сводя их воедино, так как сохранились они не полностью. Балакирев в письмах Чайковскому из Петербурга подробно излагал не только идею сочинения, но давал рекомендации по поводу характера тематизма, его развития, вплоть до тонального плана.

Чайковский, высоко ценивший советы старшего коллеги, стремился выполнить все его пожелания. Партитура увертюры-фантазии была написана в течение осенних месяцев того же года. Однако последний не был удовлетворен получившимся и сделал ряд критических замечаний, с которыми Чайковский согласился и летом принялся за переработку сочинения. Он заново написал вступление, существенно переделал разработку, часть репризы и заключение, многое переоркестровал, в частности ввел отсутствовавшую ранее партию арфы.

В этой, второй, редакции увертюра-фантазия была издана и неоднократно исполнялась. Тем не менее Балакирев продолжал относиться к написанному критически и настаивал на дальнейшей работе. Летом года Чайковский, подготавливая новое издание, вновь вернулся к партитуре, снова сделал ряд существенных поправок: При этом он настаивал, чтобы издатель непременно написал посвящение Балакиреву, которое при предшествующем издании по недоразумению не было напечатано. Беляев для поощрения русских композиторов.

Чайковский был глубоко удовлетворен созданным. Он дважды дирижировал ее исполнением в году во время зарубежной поездки в Берлине и в Праге, а потом в Петербурге в году. В Петербурге она звучала и раньше — 28 февраля года в симфоническом концерте под управлением Э. Правда, не осталось сведений, какой именно редакцией дирижировал Э. Направник, но можно высказать предположение, что он взял именно последнюю, окончательную редакцию, к тому времени изданную и получившую известность.

В своей увертюре-фантазии Чайковский не идет от сюжета, как это делал, например, Берлиоз, а передает идею трагедии Шекспира в обобщенном плане.

Увертюра-фантазия открывается хоральными звучаниями в холодно звучащих тембрах низких кларнетов и фаготов. Это как бы введение в тот мир, в котором живут герои трагедии, — мир внешне спокойный, но суровый, со строгими непреложными законами, которые нельзя нарушать, и который, в конце концов, враждебен влюбленным. Постепенное ускорение приводит к появлению одной из основных тем — темы вражды двух родов, Монтекки и Капулетти.

Быстрое движение у струнных инструментов, внезапные синкопы tutti, в которых словно слышатся удары шпаг подчеркнуто громкое звучание металлического тембра тарелок , и резкие аккорды создают яркую картину яростной схватки.

Постепенно стихают воинственные звуки, и на фоне скупых аккордов валторн и пиццикато струнных басов возникает лирическая тема английский рожок и альты , широкая, томительно прекрасная. Ее сменяют шелестящие покачивающиеся аккорды струнных divisi, верхние голоса которых обрисовывают контуры мягкой ласковой мелодии. Лирический эпизод разворачивается широко, рисуя всепоглощающую любовь юных героев, картину упоительного счастья.

Но резко, внезапно врывается жестокая действительность. Это началась разработка, основанная на всех трех темах, причем мотивы вражды и начальный хорал доминируют, подавляя отдельные элементы темы любви. Все более нагнетается драматизм. В кульминации хорал полностью теряет свой некогда отрешенный характер — становится грозным, преображенным ненавистью. Отзвуки вражды, ненависти играют свою роль и в репризе, где тема любви звучит сокращенно, в ней появляются черты беспокойства, тревоги.

Развязка наступает в коде, которая становится кульминацией вражды и ее трагического итога. В ее последнем разделе, в мерном ритме, вызывающем образ траурного шествия, искаженно звучит тема любви. В последних тактах она истаивает, сопровождаемая нежными арпеджио арф. Судорожные аккорды tutti фортиссимо словно заколачивают крышки гробов влюбленных. Упорно, шаг за шагом овладевая формой симфонии, Чайковский одновременно обращался и к другим жанрам симфонической музыки.

Так с конца х до второй половины х годов была написана большая часть его программных симфонических сочинений. Особый интерес Чайковского именно в эти годы к программному роду можно отчасти объяснить его сближением с некоторыми из представителей балакиревского кружка: Однако стремление к конкретной программной образности, сюжетности музыки возникла у него до знакомства с группой молодых петербургских новаторов.

Резкая критика, которой подверглась увертюра со стороны его учителя А. Рубинштейна, да и собственная неудовлетворенность автора послужили причинами того, что она никогда не была исполнена при его жизни, а музыкальный материал увертюры разошелся по другим произведениям. Идея фатума, судьбы как некоей грозной силы, противостоящей естественному человеческому стремлению к радости и счастью, лежит в основе его Четвертой и Пятой симфоний.

В письме к Н. Именно в программных произведениях х годов вырабатывались и формировались многие из элементов его симфонической драматургии, нашедшие зрелое законченное выражение в последних трех симфониях, которые Асафьев назвал тремя актами одной трагедии. Обращение к великим творениям Данте и Шекспира помогло композитору найти путь к пониманию симфонии как остроконфликтной инструментальной драмы, в центре которой находится человек с его страстными порывами к счастью, вечными неразрешимыми противоречиями, борьбой, победами и поражениями.

В отличие от берлиозовской поэтически-повествовательной программности программность Чайковского можно назвать обобщенно драматургической. Программа служила для него не заранее данной сюжетной канвой, а лишь источником основной идеи и драматического конфликта: В третьей, окончательной редакции года наиболее существенной переработке были подвергнуты заключительное Moderato и переход к нему.

Все три редакции представлены в томе 23 Полного собрания сочинений Чайковского. Самая лирическая из трагедий Шекспира, на которую обратил внимание молодого композитора Балакирев, долгое время еще продолжала волновать его творческое воображение. Эта горячая, искренняя увлеченность проявляется как в необычайной красоте и яркости основных тем увертюры-фантазии, так и в горячности, темпераментности музыкального развития. Драматургический конфликт выражен в контрасте и взаимодействии трех основных тем или тематических групп: Такой остроты тематических контрастов мы не находим ни в Первой, ни в двух последующих симфониях Чайковского.

Классически сжатая и стремительная разработка построена на развитии и контрапунктических переплетениях тем главной партии и вступления.

Здесь по-иному осмысливается значение последней: Новый, более напряженный виток драматического развития представляет реприза с кратким динамизированным проведением главной партии и бурно расцветающей лирической темой побочной, которая достигает здесь высшего накала страсти. Обширная кода продолжает линию развития разработки на еще более высоком уровне напряжения, и внезапный катастрофический срыв приводит к скорбному заключению: Таков в самых общих чертах ход развития в центральном разделе увертюры.

История сюжета пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта»

Немало смелых и сильных штрихов содержат также обрамляющие этот раздел вступление и заключение, своего рода пролог и эпилог трагедии. Широко развернутое вступительное Andante по своей протяженности далеко выходит за рамки обычной подготовки главной партии. Неоднозначно оно и в смысловом отношении. Это обширное построение завершается восходящей фразой гобоя с трижды повторенным ходом на уменьшенную кварту вверх от вводного тона к терции лада , в котором слышится затаенное скорбное томление.

К этому месту может быть отнесена фраза Чайковского из письма Балакиреву: Все построение в целом повторяется еще раз с аналогичным тональным сдвигом соответственно от фа минора в ми минор. Можно истолковать это вступление как предчувствие трагических событий и выражение личного авторского отношения к судьбе героев. В заключении тема любви проходит еще раз в страдальчески искаженном виде особенно острую скорбную экспрессию придает ей начальный ход мелодии на уменьшенную кварту , а затем нежно истаивает в высоком светлом регистре.

Неумолимо ровный остинатный ритм сопровождения в первых тактах этого заключительного раздела создает образ скорбного траурного шествия или реквиема.

Ряд мощных аккордов, завершающих увертюру, напоминает о жестокой ненависти и вражде, жертвами которой оказались две молодые жизни. Балакирев возражал против такого окончания, считая эти аккорды лишними. Тихое окончание звучало бы примиренно, композитор же хотел подчеркнуть, что примирения со случившимся нет и не может быть. Отказавшись от воспроизведения отдельных ситуаций, от индивидуальных характеристик, композитор взял только центральную идею шекспировской трагедии, составляющую зерно драматургического конфликта, и нашел средства самостоятельного ее музыкального развития и истолкования.

Новости Классическая музыка Опера Балет Культура Произведения Оперы Балеты Симфонические Вокально-симфонические Хоровые Вокальные Фортепианные Камерные и инструментальные Концертные Оперетты и мюзиклы Театры и залы Фестивали Персоналии Композиторы Дирижёры Певцы Танцовщики Балетмейстеры Театральные деятели Пианисты Инструменталисты Писатели Педагоги Коллективы Оркестры Хоры Балетные труппы Ансамбли Организации, учебные заведения Творческие объединения Энциклопедия Термины и понятия Музыкальные жанры Течения в искусстве Опера, вокал, пение Балет и танец Церковная музыка Национальные культуры Города Музыкальные инструменты.

Десять пьес для фортепиано Фортепианные. Соната для фортепиано No. Десять поэм на слова революционных поэтов Хоровые. Композитор Пётр Чайковский Год создания Дата премьеры Новости Классическая музыка Опера Балет Культура Коротко о важном.

От А до Я Произведения Театры и залы Фестивали Персоналии Коллективы. Энциклопедия Термины и понятия Музыкальные инструменты Национальные культуры Музыкальные жанры Балет и танец. О проекте Редакция и авторы Партнёры Рекламодателям Поддержать сайт Контакты. Новости Классическая музыка Опера Балет Культура.

Произведения Оперы Балеты Симфонические Вокально-симфонические Хоровые Вокальные Фортепианные Камерные и инструментальные Концертные Оперетты и мюзиклы. Персоналии Композиторы Дирижёры Певцы Танцовщики Балетмейстеры Театральные деятели Пианисты Инструменталисты Писатели Педагоги. Коллективы Оркестры Хоры Балетные труппы Ансамбли Организации, учебные заведения Творческие объединения. Энциклопедия Термины и понятия Музыкальные жанры Течения в искусстве Опера, вокал, пение Балет и танец Церковная музыка Национальные культуры Города Музыкальные инструменты.